Анджей Баргель и его команда поддержки вышли из базового лагеря в 4:30 утра 19 сентября и достигли вершины через два дня после финального рывка, который занял у большой команды 16 часов, начиная с четвёртого лагеря.
Баргил признался, что предпочёл бы более быстрое и лёгкое восхождение, но отсутствие других команд на горе (кроме небольшой группы американского бегуна Тайлера Эндрюса) вынудило его выбрать другую стратегию.
Изначально план состоял в том, чтобы быстро пройти от базового лагеря до второго лагеря, затем от второго лагеря до Южного седла и от Южного седла прямо до вершины. К сожалению, выпало много снега, так как сезон дождей длился намного дольше обычного, и в базовом лагере почти каждый день шли дожди.
Из-за высокой температуры ледник таял, образуя конвективные облака, которые приносили ещё больше дождя. В таких условиях просто невозможно совершить скоростное восхождение. Конечно, я бы предпочёл подняться прямо из второго лагеря на вершину — это была первоначальная идея, — но в этот раз это было невозможно.
В состав экспедиции входили несколько фотографов и операторов (с ручными камерами и дронами), а также большая команда шерпов, работавшая между базовым лагерем и лагерем № 2: персонал, носильщики и альпинисты.
Мы начали восхождение на вершину в составе группы из 12 шерпов. К сожалению, из-за инцидента — схода снежной лавины — двое из них не смогли продолжить путь, и двум членам съёмочной группы тоже пришлось остановиться. В итоге 12 из нас, включая одного оператора, достигли Южной вершины. По мере подъёма мы закрепляли верёвки и прокладывали маршрут. Никто из нас раньше не поднимался так высоко, поэтому маршрут не был подготовлен.
Большая часть команды осталась на Южной вершине, а я вместе с Дава Шерпой поднялся на вершину, чтобы закрепить последний участок маршрута.
Было бы очень сложно организовать эту экспедицию без помощи Seven Summit Treks и команды поддержки. Мы знали, что в базовом лагере будем одни, поэтому нам нужно было собрать собственную команду — людей, которые могли бы помочь с подготовкой и обеспечением безопасности на маршруте.
-Я всегда серьёзно отношусь к безопасности и знал, что нам нужно быть самодостаточными и иметь наготове план Б и план В.
Помимо моей основной команды из девяти человек, включая меня, у нас было четыре оператора (один из них остался в базовом лагере) и режиссёр, что делало проект масштабным. Это был одновременно и спортивный, и кинопроект.
Удивительно, насколько особенным оказался этот сезон. Когда люди думают об Эвересте, они обычно представляют себе длинные очереди альпинистов и толпы на маршруте. Но мы были совершенно одни. Во время муссонов выпадает несколько метров снега, который покрывает всё вокруг. Это полностью меняет облик горы: никаких следов человека, никаких закреплённых верёвок, никаких отпечатков ног. Всё было погребено под свежим снегом, и это место снова стало диким.
Команда Баргила сама закрепила верёвки на всём пути до вершины. Весной эту кропотливую работу выполняют «Ледопады», которые прокладывают маршрут до первого лагеря, и вторая команда, которая закрепляет верёвки от второго лагеря до вершины.
Мы сами закрепляли верёвки там, где, по нашему мнению, это было необходимо для ориентации и безопасности. Я почти не пользовался верёвками, так как в этом не было особой необходимости. Я поднимался на перевал с палками, следуя по участкам, где небольшие сходы уже расчистили снег, что на самом деле облегчало подъём. Но мы хотели, чтобы маршрут был должным образом закреплён, чтобы команда — включая альпинистов-шерпов и трёх операторов — могла двигаться безопасно и эффективно.
Также было важно, чтобы в случае облачности или плохой видимости закреплённые верёвки на участке между Коль и вершиной обеспечивали безопасность и помогали ориентироваться.
Тайлер Эндрюс рассказал нам, что лыжная команда поднималась по другому маршруту от подножия стены Лхоцзе до четвёртого лагеря. Они ушли далеко влево и двигались по более крутому и короткому пути. Баргил и Эндрюс так и не встретились, поскольку американский бегун добрался до базового лагеря, когда лыжная экспедиция уже почти закончилась. Но Баргил подтвердил эти детали.
С самого начала мы решили, что самым безопасным маршрутом будет тот, что слева от кулуара Женевского отрога. Эта линия, расположенная слева от хребта Женевского отрога (если смотреть снизу), ведёт прямо к Южному седлу. Мы изменили маршрут из-за опасений, что с кулуара Лхоцзе могут сойти лавины.
Мы не стали разбивать лагерь № 3. Снег лежал на твёрдом льду, и построить там нормальную платформу было очень сложно. Однако во время моей первой акклиматизационной смены я разбил лагерь примерно на высоте лагеря № 3, что было важным этапом моей акклиматизации, а затем убрал палатку.
Выбранный нами маршрут пролегал между Южным пиком — частично повторяя польский маршрут до его подножия — а затем прямо вверх к Южному седлу. Это был новый для нас вариант, более интересный с точки зрения катания на лыжах.
Несмотря на то, что красивые фотографии и видео рассказывают историю триумфа, экспедиция едва не закончилась трагедией, когда на нескольких участников сошла лавина. Вот что пишет Баргил.
Мы попытались подняться на вершину 14 сентября. В ту ночь выпало около 20 сантиметров свежего снега. К сожалению, часть команды вышла на маршрут чуть позже, и где-то на полпути к Южному седлу, чуть ниже Женевского отрога, сошёл небольшой снежный оползень. Он накрыл последних четырёх альпинистов на склоне.
Они были ниже бергшрунда, прямо там, где маршрут прерывается между вторым лагерем и стеной. Для них это было настоящим потрясением, но, к счастью, ничего серьёзного не произошло — никто не получил серьёзных травм. Эти четверо спустились во второй лагерь.
Мы поднялись выше и, убедившись по рации, что все в безопасности, продолжили восхождение.
Как упоминалось выше, обвал унёс жизни двух шерпов и двух операторов, которые не смогли продолжить восхождение. «Оба уже поднимались на Эверест, поэтому мы с самого начала надеялись, что они смогут подняться как можно выше, чтобы снять видео», — отметил Баргил.
А затем был спуск — от вершины до базового лагеря на лыжах, без спуска по верёвке. Мы расспросили Баргиэля о маршруте, самых сложных участках и опасностях.
На гребне вершины было очень много снега. Свежего снега было много, так что мне приходилось быть очень осторожным. Склон был крутым, а снег — рыхлым, так что мне нужно было быть осторожным, чтобы не вызвать небольшой сход снега. После этого участка всё было в порядке. Самым сложным был участок между Южной вершиной и ступенью Хиллари — снег там был крутым и плотным, и нам приходилось прилагать все усилия, чтобы продвигаться вперёд. Этот участок занял у нас больше всего времени.
Спуск на лыжах прошёл хорошо — я просто скользил по гребню. Было ли это самым сложным? Это определённо требовало сосредоточенности, но я не считаю это чем-то невероятно сложным.
- Как я уже упоминал, мы поднялись по левому склону Женевского отрога — по кулуару, который вёл прямо к Южному седлу, — так что во время второго штурма вершины условия там были довольно хорошими. Во время первой попытки нам пришлось повернуть назад с Южного седла, потому что там было слишком много снега.
Но через несколько дней всё улеглось, снежный покров стабилизировался, и риск схода лавины практически исчез. Во время второго восхождения снег был плотным вплоть до перевала, так что я мог подняться на него, просто опираясь на палки.
В отличие от предыдущего спуска на лыжах, который совершил Даво Карникар, Баргил остановился во втором лагере не из-за усталости, а из соображений безопасности: во второй половине дня ледопад был слишком нестабильным.
Остановка в лагере № 2 была запланирована с самого начала. Примерно после 8 утра [ледопад] становился действительно опасным, поэтому, если я хотел безопасно преодолеть его на лыжах, нужно было выехать очень рано утром. Поэтому я решил переночевать в лагере № 2. Это был единственный разумный и безопасный способ сделать всё как надо.
Баргил рассказал, как лавины сходили со стороны Нупцзе и с плеча Эвереста, в районе Лхо Ла, и как к полудню местность на леднике начала разрушаться. «Можно было легко оказаться в расщелине».
- Я не брал с собой лавинный рюкзак — на склоне такого масштаба он бы ничего не изменил. С самого начала идея заключалась в том, чтобы вообще не передвигаться в опасных условиях. В этом и заключается вся концепция: избегайте лавиноопасных участков, оставайтесь в безопасности и действуйте только тогда, когда позволяют условия. Это главное. Это отличается от Альп, где мы часто катаемся с полным лавинным снаряжением — детектором, щупом, лопатой — и иногда идём на небольшой риск. На Эвересте так делать нельзя. Нужно просто избегать этого.
Осень — единственное время года, когда возможен этот горнолыжный спуск. Айсфолл покрывается снегом — весной там слишком скользко. Мне ещё и повезло, потому что команда «Айсфолл Доктора» не решалась закрепить верёвки и открыть маршрут. В это время года для них это тяжёлая работа. Осенью условия настолько отличаются, что они не чувствуют себя в полной безопасности, работая там. Лёд под ними мягкий, как сахар.
Температура выше, лёд непрочный, невозможно правильно установить оттяжки — приходится вкапывать якоря и глубоко втыкать лопаты в снег, чтобы создать надёжную точку страховки. Чтобы закрепить маршрут, требуется гораздо больше усилий и очень осторожный подход. Врачи практически отказались от участия в закреплении маршрута — они не пошли с нами, так как им было некомфортно передвигаться по такой местности.
Из-за этого я сам занялся установкой верёвок, и это очень помогло мне в поиске лыжной трассы. Работая на маршруте, я лучше изучил местность, смог осмотреть разные участки ледника и найти возможную трассу. Она не проходила точно по закреплённой верёвке, но была вполне проходимой.
Количество снега помогло, но спуск на лыжах по ледопаду Кхумбу по-прежнему остаётся серьёзным испытанием, поэтому мы попросили Баргиэля рассказать подробнее.
Сначала я шёл по тому же маршруту, что и Даво Карникар, — под стенами Нупцзе, — затем ненадолго свернул в сторону плеча Эвереста, а потом снова повернул налево, под огромный серак, свисающий с Нупцзе.
Оттуда я на лыжах спустился к последним участкам снега и льда на высоте базового лагеря. Оттуда мне нужно было идти до базового лагеря по ледниковой местности, покрытой рыхлыми камнями и обломками.
Для меня это было чем-то особенным. Сначала я, честно говоря, не верил, что можно спуститься на лыжах с Айсфолла. Но каждая экспедиция учит меня тому, что этот ледник меняется каждый сезон — он никогда не бывает одинаковым. Каждый раз нужно смотреть на него свежим взглядом и строить всё с нуля.
Баргил — единственный человек, которому удалось спуститься на лыжах с двух самых высоких вершин Земли. Он сделал это без кислородного баллона. Мы попросили его сравнить эти два опыта.
Восхождение на Эверест определённо было сложнее с точки зрения общих усилий — только для того, чтобы добраться до вершины. Осенью всё становится сложнее: муссоны длятся дольше, выпадает много снега, и объём работы, который нам предстояло проделать, был поистине огромным. Это было настоящее испытание.
К2 находится на 300 метров ниже, и это имеет значение. Там было гораздо меньше снега. В остальном маршрут на К2 был более сложным и требовал прокладки почти новой трассы. Я не следовал стандартному маршруту, особенно во время спуска на лыжах. Этот спуск был действительно интересным — я соединил несколько разных трасс, что сделало его уникальным. Но сравнивать эти два маршрута сложно.
На Эвересте главная сложность — это физические нагрузки. Это просто очень крутая гора. Ледник сложный — не вертикальный, а настоящий лабиринт, — и вам нужно найти в нём путь, выбрав тропу, которая безопасно приведёт вас обратно в базовый лагерь.
Это была третья попытка Баргила покорить Эверест на лыжах, и он не пожалел средств, чтобы осуществить задуманное. Мы спросили его о том, какое давление оказывают такие инвестиции и сложная логистика, а также о последствиях неудачи. Однако он отрицал, что испытывал какое-либо давление.
Для меня это скорее мечта — личное испытание. Я просто хочу посмотреть, как далеко я смогу зайти, сколько выдержит мой организм, смогу ли я справиться с такой высотой и при этом кататься без кислорода. В этом и заключалась идея — я сам себе бросил вызов.
Моя мотивация никогда не заключалась в том, чтобы соревноваться с кем-то или пытаться войти в историю. Она заключается в страсти — стремлении выйти за пределы своих возможностей и узнать, как далеко можно зайти.
Ранее Баргил упоминал, что хотел бы как можно скорее спуститься на лыжах с Эвереста, потому что из-за изменения климата это скоро станет невозможным. Он говорит, что эта новая попытка подтверждает его подозрения.
Ледник сильно изменился с тех пор, как Даво Карникар спустился с него, и кататься на нём становится всё сложнее. С каждым годом качество льда ухудшается. Ледник сжимается, разрушается, распадается на части, и с каждым сезоном условия на Эвересте для катания на лыжах будут становиться всё сложнее.
Эти изменения действительно заметны. Я впервые поднялся на Эверест в 2012 году и вижу это своими глазами — разница огромна. Погода стала более нестабильной, давление быстро меняется, внезапно начинаются сильные ветры, чаще идут обильные снегопады… У нас просто остаётся всё меньше времени, чтобы безопасно передвигаться в горах и воплощать там свои мечты.
В этом 2025 году в Каракоруме резко повысилась температура, и осенние экспедиции там также сталкиваются с необычайно нестабильной погодой. По словам Баргила, для лыжника изменения в погодных условиях особенно важны.
Теперь вам нужно быть ещё более внимательными — по-настоящему понимать условия и использовать каждое короткое окно, когда погода позволяет двигаться. Во время этой экспедиции я также понимал, что у меня мало времени. Мне нужно было действовать быстро, потому что по опыту предыдущих попыток я знал, что к концу сентября начинаются сильные ветры. Как только они начинаются, всё кончено. Ветер приносит снег, а когда снег идёт вместе с ветром, лавинная опасность быстро возрастает. Погода быстро меняется — она становится всё более непредсказуемой, и это усложняет ситуацию.
Я бы с удовольствием продолжил кататься на лыжах в уникальных местах, на разных особенных вершинах. Я люблю исследовать, люблю преодолевать трудности и надеюсь, что впереди меня ждёт ещё много интересного и я смогу продолжать заниматься любимым делом. Но, конечно, изменение климата не облегчает задачу. Риски растут, особенно для местных проводников, шерпов и всех, кто работает в горах.
Баргил подчёркивает, что это была командная работа.
![]() | |||||||||